Н.А. Матвеева,
Санкт-Пертербург - г. Волхов

Идеи этнопедагогики в семейном воспитании


На протяжении многих тысячелетий в культуре русского народа развивались принципы народного воспитания, которое корнями уходило в семейное воспитание. Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности. Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон Семёнович Макаренко (1888-1939), Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом. К.Д.Ушинский считал народную педагогику проявлением педагогической культуры масс, которая олицетворяет идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношениях между людьми. Великий педагог справедливо отмечает: «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает её истинами, которые остаются такими для всех народов». К.Д.Ушинский прекрасно знал обычаи, обряды, традиции русского народа, а также глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий мыслитель, он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью всех культур. В своих трудах он отразил культуру и жизнь многих народов. На основе культурологического сравнения языков различных народностей и языка русского К.Д.Ушинский отмечает своеобразие и самобытность русского языка: «Русский язык … сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских людей любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся сильной волной из недосягаемой глубины». В словах великого педагога заложен горячий призыв ко всем потомкам – знать и любить родное слово, Родину, живую душу русского народа.

Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в прикладном искусстве – народных промыслах. Народную педагогику можно представить как составную часть коллективного народного творчества. Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношения между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадках, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.

Вместе с тем Народная педагогика – это не только сумма знаний, но и обязательных умений, утверждает известный этнограф и педагог Г.С.Виноградов, а также совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях развития и воспитания личности.

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Особую значимость принципов Народной педагогики должна ощущать детская среда, в первую очередь – это дети.

Очень важна роль этнопедагогики в формировании национального самосознания, преодоления отчуждения к другим этносам. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности, включая умственное, трудовое и физическое воспитание. Однако, располагая широким спектром задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание. Ярким примером, отражающим такое воспитание, является этнопедагогика русского народа. Важная особенность этнопедагогики – её природосообразность, существующая благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. Отметим, что в играх в значительной степени нашли отражение национальные особенности русского народа. Игры, хозяйственно-бытовой уклад, мировоззрение народа всегда были тесно связаны с исторической судьбой этноса. Народные игры прививали ребенку уважение к национальным обычаям, формировали качества личности, ценные для этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.

Роль слова как педагогического фактора играет в этнопедагогике определяющую роль, особенно в деле морально-нравственного воспитания. Великий чешский педагог Я.А.Коменский утверждал, что в духовной культуре народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Нежную любовь к своей Родине, к своему народу Коменский выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Патриарх педагогики с прискорбием пишет: «…народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу всё передаётся на родном языке…» Народный педагог, по мнению Я.А.Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

Для А.С.Макаренко, как для Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, народ представляется величайшим педагогом. Необходимо отметить, что одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Для А.С.Макаренко родной язык – проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая. Великий советский педагог отмечает, что родной язык – естественная потребность любого человека, что у народа нет ничего дороже родного языка и выше любви к Родине.

Факторами народного воспитания выступают словесные средства: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, былины, былички, басни, притчи, прибаутки, скороговорки, назидания, вразумления. Количество словесных форм воздействия на чувства, на сознание и поведение в народной педагогике велико: поучение, наставление, увещевание, упрёк, осуждение, завет и многое другое.

В трудах великого советского педагога В.А.Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего – любовь к родному языку». По мнению великого педагога, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. В.А.Сухомлинский в своих трудах отмечал: «Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу и мысли, переживания, являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».

В этнопедагогике русских по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки воспринимается психикой, позволяет достичь гармонического сочетания умственного и нравственного развития.

Русский народ, создавая сказки, стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и стремится передать подрастающему поколению то, что воспевается в сказках: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие, противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Этнокультура русского народа сохраняет уникальное песенное творчество, а оно, как и сказки, способствует нравственному воспитанию и укреплению морали, поскольку в нём отражается всё мировоззрение народа. Песни, складываясь на протяжении многих тысячелетий, постоянно испытывали естественный отбор. Следует отметить, что в самом их смысловом содержании заложены и хранятся воспитательные функции. Музыкально-поэтическое творчество играет огромную роль в формировании личности человека (колыбельные, пестушки, хороводы, трудовые, обрядовые, исторические, лирические, семейно-бытовые, частушки), все они способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию.

Этнокультура – это ценностная сфера сознания каждого, даже маленького народа, со своей выстроенной в историческом пространстве системой жизнеобеспечения, способствующей взаимодействовать с другими этнокультурами в общей системе мировой культуры. Следует выделить особую роль пословиц в деле воспитания. Поговорки и пословицы, являясь концентрированным выражением народной мудрости, всегда отвечали различным духовным потребностям людей: познавательным, этическим, эстетическим. Пословицы русского народа являются четко выстроенной системой позитивных идеалов, которые направлены на нравственное воспитание. Смысловая нагрузка пословиц и поговорок несёт в себе воспитательные функции, которая указывает, что человек должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим свою Родину. Необходимо привести слова Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), написанные в предисловии сборника, собранного и составленного Владимиром Ивановичем Далем «Пословицы русского народа»: «Труд великого собирателя этого несметного богатства послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего».

Исключительное место в жизни русских людей занимало религиозное воспитание. Идеи Православия как воспитательный потенциал эффективно использовались в народной педагогике. Воспитание в Православии основано на десяти заповедях. Первой заповедью Бог повелевает познавать и почитать Его, как единого Бога, и никого и ничего другого за Бога не признавать и не почитать. Вторая заповедь гласит – не сотвори себе кумира, и всякого подобия его. Третья заповедь. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе (напрасно). Четвёртая заповедь учит – помни день субботний (день отдыха). Пятой заповедью Бог повелевает оказывать почтение к родителям. «Чти отца твоего и матерь твою». Шестая заповедь «Не убий» Бог запрещает убивать, а также изувечивать как себя самого, так и другого человека. Седьмой заповедью Бог запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Восьмой заповедью «Не укради» Бог запрещает отнимать или захватывать чужое имущество. Девятой заповедью «Не послушествуй (свидетельствуй)» Бог запрещает ложно свидетельствовать на кого-либо в суде; клеветать на другого человека. Заповедь эта повелевает: беречься всякой лжи. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего. Десятой заповедью Бог запрещает завидовать чужому добру и желать зла ближнему и повелевает, чтобы каждый человек был доволен своим достоянием. В Православной вере с раннего возраста дети приучались к молитве и исповеди, к терпению, выносливости, послушанию. В Православном храме во время многочасовой службы необходимо стоя слушать проповеди священника и по памяти вторить молитвы. Все эти факторы формировали нравственную культуру подрастающего поколения.

В семейной жизни русским народом ясно осознавалось значение личного примера в воспитании. В связи с чем в народной педагогике был выработан целый кодекс поведения родителей с детьми. Другие факторы народной педагогики – труд, искусство народного творчества, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию. Принимая участие в трудовой коллективной деятельности (толоки и помочи), эстетической деятельности (уличные дневные хороводы, вечерние хороводы, посиделки), подрастающее поколение перенимало и закрепляло нравственные принципы, выработанные этнокультурой русского народа.

Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают и несут своё особое национальное звучание.

Механизмом сохранения этих национальных ценностей, способствующих их развитию, является этнопедагогика. Впервые термин «Этнопедагогика» был предложен Геннадием Никандровичем Волковым в книге «Этнопедагогика чувашского народа» (Чебоксары 1966). Это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на основные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Г.Н. Волков). В настоящее время термин «этнопедагогика» является неотъемлемой частью понятийно-терминологического аппарата педагогики. Этнопедагогика является наукой, которая изучает эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на основные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т.е. в целом этнической общности. Этнопедагогика – наука, изучающая народную культуру и народную педагогику с целью выявления общих закономерностей их становления в развитии и возможностей использования в современных учебно-воспитательных системах. Этнопедагогика своего рода история и теория народного (естественного, обыденного, неформального, традиционного) воспитания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх и т.д., в семейном и общинном укладе, быте и традициях, выявляет педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Этнопедагогика включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и воздействия общественного, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Этнопедагогика – самобытная, исторически сложившаяся система воспитания детей и юношества на основе традиций веры, хозяйственно-экономического и культурного уклада жизни определенного народа (этнопедагогика чувашского православного народа, этнопедагогика татарского мусульманского народа, евреев-иудеев, украинцев-католиков, буддистов бурят, калмыков, тувинцев и многих других народов) как канал трансмиссии культуры от одного поколения к другому, который постоянно пополняется новациями, входящими в традиции народного педагогического знания.

Таким образом, Этнопедагогика – это один из способов вхождения человека в народную культуру.

Этнопедагогика – междисциплинарная отрасль знания на стыке этнографии, социологии и педагогики, занимающаяся сравнительным изучением традиционной народной педагогики, способов воспитания детей и самого мира детства, включая детские игры, фольклор.

Этнопедагогика – это направление в исследовании социализации и образования.

«Этнопедагогика – общеобразовательный, общекультурный предмет, основа страноведения, народоведения. Её изучение стимулирует саморазвитие, самосовершенствование, способствует самореализации личности, это источник охранительно—профилактической информации, исключающей одновременные суждения и решения в такой тонкой области, какой является сфера воспитания.

Этнопедагогика – максимально деполитизированная наука, она противостоит пошлостям массовой культуры посредством защиты истинно гуманистических ценностей.» /Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.., 2000. – 176 с.